← Вернуться на предыдущую страницу
|
Бах
биография
дата добавления: 14.07.2008
Уроженец Германии Иоганн Себастьян Бах оставил яркий след в истории мировой музыки. Этот музыкант-универсал работал практически во всех жанрах, кроме разве что оперы. Его творчество превосходно сочетает в себе все успехи музыкального искусства, имеющиеся к тому времени.
Свое детство Бах провел в Эйзенахе, проявив интерес к музыке уже в эти годы. Он успешно обучался в Ордруфе и Люнебурге в период с 1695 по 1702 года. Занятие музыкой пленило его настолько, что уже к семнадцати годам он добился огромных успехов, овладев искусством игры на скрипке, альте, клавире и короле музыкальных инструментов – органе. Также он пел в хоре и занимал должность помощника кантора. За свою богатую творческую жизнь Бах сменил немало городов и должностей, но что всегда выделяло его творчество, так это неотъемлемая любовь к своей родине. Он стал в своем роде композитором-эксперементатором, смело объединившим лучшие традиции итальянской, французской музыки с канонами протестансткого хорала. Для творчества Баха свойственно сочетание вокального и инструментального мышления, полифонического и гомофонного звучания.
Индивидуальное исполнительское мастерство Иоганна Баха, также было очень высоким, о чем свидетельствуют занимаемые им должности органиста Нойкирхе в Арнштадте (1703-07 гг.), органиста Блазиускирхе в Мюльхаузене (1707-08 гг.). Вершиной признания становится должность придворного органиста, камер-музыканта (1708-17 гг.), после чего он также будет успешно работать в должности придворного концертмейстера в Веймаре (1714 г.), придворного капельмейстера в Кетене (1717-23 гг.), кантора Томаскирхе (1723-50 гг.), городского музик-директора в Лейпциге, а в 1729-41 станет главой «Collegium musicum».
Лидирующие место в творчестве И. С. Баха занимает органная музыка. Вклад композитора в этот жанр очень велик. Он, смело опираясь на муз. наследие А. Рейнкена Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бема привносит много нового в такие классические виды органной музыки, как токката, фантазия, пассакалья, хоральная прелюдия. А в вокально-инструментальном жанре особое предпочтение композитор отдает духовной кантате. Среди наиболее известных светских кантант «Кофейная» и «Крестьянская», но больше всего известны его пять циклов годовых кантат, различающихся по принадлежности текстов к церковному календарю, по значимости и роли хорала, и многим другим. Принципы музыкальной драматургии, которые Бах выработал и применил в работе над кантатами, также нашли воплощение в мессах. Например «Страстях», «Высокая» месса Си-минор, «Страсти по Иоанну». Решающим произведением, соединившим в себе многовековую историю всех этих жанров, стала, конечно же, месса «Страсти по Матфею»
Будучи лучшим исполнителем, настоящим виртуозом клавишных инструментов, Бах создает множество литературы по игре на клавире. Он смело применяет темперированный строй, разработанный на рубеже 17–18 веков, в собственном клавирном сочинении «ХТК». Это становится вообще первым, в истории музыки, применении подобного строя. Фуги «ХТК» становятся своего рода яркими и непревзойденными примерами контрапунктичного мастерства, благодаря которому композитору удается создать чудесные, незабываемые поэтические образы. Дальнейшее их развитие и более глубокую проработку они получат в «Искусстве Фуги», над которым композитор будет работать на протяжении последнего десятка лет своей жизни, доведя их до идеального состояния и своего логического завершения.
Но великий талант композитора не позволяет ему отдавать предпочтение какому-то одному виду музыкальной деятельности. Он не обходит своим вниманием никакую группу инструментов, считая, что все они равнозначны и достойны восхищения. Он значительно расширяет выразительность и технические возможности таких инструментов, как скрипка, виолончель, флейта, гобой. Также он стал автором одного из первых концертов, написанных для клавира, что полностью подтвердило возможность применения этого инструмента как концертного (Итальянский концерт для клавира без оркестра). Помимо сольных возможностей инструментов И. С. Бах также активно работает и над различными их составами. Так создаются знаменитые шесть Бранденбургских концертов, которые позже станут важными и неотъемлемыми шагами на пути к созданию классических симфоний.
К сожалению, как это часто бывает в истории, когда новаторский гений человека спешит опередить свое время и смело разрушить, и смешать все существующие каноны, творчество И. С. Баха не было по достоинство отмечено современниками. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что при жизни композитора была опубликована только небольшая часть его произведений. Но его наследие не могло затеряться в истории, хоть и спустя пятьдесят лет со смерти Иоганна Баха, оно было по достоинству отмечено настоящими ценителями. Первым из которых стал И. Н. Форкель, родоначальник движения «Баховедения». Он опубликовал в 1802 году знаменитый «Очерк жизни и творчества Баха». А позже, в 1829 году, активная деятельность К. Ф. Цельтера способствует исполнению «Страстей по Матфею», которые пройдут под управлением Ф. Мендельсона.
|
|
|