← Вернуться на предыдущую страницу
|
Duke Ellington
биография
дата добавления: 29.02.2008
Когда вы слышите имя Дюк Эллингтон, знайте – это поистине знаменитый американский музыкант: в начале пианист с классическим образованием, затем джазовый исполнитель, аранжировщик и композитор, создавший и руководивший собственным оркестром. Дюк Эллингтон, полное имя которого Эллингтон Эдвард Кеннеди, родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне. Начавшись обучаться серьезно музыкой с 7лет, в 15 он поступил в Armstrong High School, знаменитую джазовую школу. Впервые свой не только музыкальный, но и организаторский талант Эллингтон проявил в 1918 году, создав ансамбль. Начались концерты в Нью-Йорке, а примерно в 1924-1925г.г. Дюк записывает свои первые грампластинки. В следующем, 1926 году, молодой талантливый музыкант с вновь организованным оркестром планирует начать постоянные концерты в Коттон-клубе, негритянском квартале Нью-Йорка. Работа в клубе началась и успешно продолжалась до 1933 года. Далее оркестр начинает гастроли по Европе, в том числе в 1971 году был визит в Советский Союз. Именно в этот период времени Эллингтон начинает свои эксперименты – нового стиля аранжировки, смелые изменения в оркестровке и технике композиции, отказ от следования общепринятых музыкальных стандартов. Концерты продолжались, известность росла. Формирование самобытного стиля Эллингтона пришлось на период 1930-х годов, в «коттонский» период. Его коллектив стал не просто оркестром, а настоящим сообществом – и музыкальным, и композиторским. А их любовь к импровизации создавала композиции, переосмысление которых было лишь началом развития нового «эленгтонгтонского» стиля. Баббер Майли, Кути Уильямс и Дж. Трики Сэм Нэнтон, участники его оркестра, занимались разработкой совершенно специфических приемов игры, например, с помощью духовых инструментов имитировали человеческий голос, а также практиковались в извлечении различных необычных звуков – инструменты в их руках «рычали», «хрипели», «смеялись»… Из таких экспериментов и возник стиль джунглей» (jungle style) - одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона. Уже в нью-йоркском Карнеги-Холл оркестр Эллингтона в 1943 году открыл серию концертов композицией Black, Brown and Beige. В это время идет формирование еще нескольких типов выразительности - «стиля настроения» (mood style) и «концертного стиля» (concert style). Первый отличался невообразимой изысканностью оркестрового колорита, утонченностью и мягкой лиричностью мелодики. Второй был основан на влиянии классической музыки и отличался непередаваемой виртуозностью его солистов. Концертный стиль – это пышно, красочно, ложно и монументально. И любое произведение в исполнении оркестра Эллингтона передавало блюзовое звучание. В 1946 году Эллингтон пишет несколько балетов и оперу «Boola». А 1951 год принес коллективу возможность выступить в театре Метрополитен-опера. Там была исполнена композиция Harlem Suite, автором которой был опять сам Эллингтон. Далее 1955 год – опять Карнеги-Холл, где звучала Night Creature. А в 1957 году в Таун-холле оркестр исполнил сочинение Such Sweet Thunder, написанного совместно Эллингтоном и Б. Стрэйхорном. 50-60-е годы 20 века полностью раскрывают все творческие нюансы музыки оркестра Эллингтон: коллектив активно учувствует в различных радиопрограммах, играют на джазовых фестивалях, снимаются в фильмах и очень интенсивно гастролируют по Европе, Латинской Америке, США и Азии. Итак, что принес коллектив Эллингтона в общий вклад развития джаза своим творчеством? Работая как единый слаженный организм, участники оркестра проделали ряд преобразований в области джазовой музыки: они сделали крупные концертные формы элементами джаза, усовершенствовали технику игры на музыкальных инструментах, сделали традиционные джазовые стили более интересными и многогранными, разработали ряд разнообразных концептуальных направлений. Их знаменитое «инструментальное пение» явилось настоящим открытием в трактовке голоса, представляющего оркестровые инструменты. Обращаясь к латиноамериканским и африканским ритмам, участники оркестра Эллингтона проводили свои эксперименты в области структур мелодических направлений – например, наблюдался отказ от принятой симметричности тем, представляющих собой знаменитые стандартные «квадраты». Если раньше тема для импровизации повторялась и была как бы постоянной схемой, то с подачи участников оркестра Эллингтона стали применяться системы звукорядных моделей, которые отпускали на простор фантазию музыкантов-импровизаторов. Всё это сделало Эллингтона и его коллектив джазовыми реформаторами 20 века, закончившего свой творческий путь 24 мая 1974 года в Нью-Йорке.
|
|
|