← Вернуться на предыдущую страницу
|
Штраус
биография
дата добавления: 01.04.2008
Иоганн Штраус (Strauss) сын - годы жизни - с 25 октября 1825 года по 3 июня 1899 года. Родился и умер в Вене. Известный композитор и дирижёр. Являлся страшим сыном Иоганна Штрауса, который желал видеть сына коммерсантом. Однако Штраус унаследовал привычки отца, и, держа это под секретом, занимался на скрипке. Вена вообще известна как танцевальная и музыкальная столица. И вот однажды, в ресторане, в октябре 1844 года состоялся дебютный концерт Штрауса. Штраус собрал 15 одногодок и создал целый оркестр. Вальсы, написанные Штраусом, и то, как он играл, очень понравились избалованным обилием музыки горожанам. Буквально на следцющие сутки после выступления, в газетах появилось, что, мол, досвидания, Штраус-отец, приветствует Штрауса-сына.
Штраус становится всё более и более знаменитым. Когда умирает в 1849 году его отец, Штраус воссоединяет его оркестр и просто отлично принимается в Австрии и иных странах. 1849 год - Штраус в России и Варшаве. 1856 год - его зовут каждое лето быть дирижёром в Павловском дворце под Петербургом. Штраус соглашается, и выступления проходят вплоть до 1865 года. Кроме собственных сочинений, Штраус презентует и других композиторов, например, Глинку. Под дирижированием Штрауса сыграны первый раз "Песня одалисок", "Марш Олоферна" (опера А. Серова "Юдифь"). А также "Танцы сенных девушек" (Чайковский "Воевода"). Щтраус после 1865 года ещё посещал Россию. Выступал в Петербурге и Павловске. А в 1882 года в Петербурге состоялся дебютный показ оперетты "Цыганский барон". Последний его приезд - это 1886 год.
В 1872 году колоссальной популярностью пользовалась поездка Штрауса по Америке. Он выступал в Бостоне, дирижируя оркестром и хором, состоящим из 20 тысяч человек. Зрители составляли 100 тысяч человек. В 1863 году Штраус отдал оркестр братьям Эдуарду и Йозефу. По 1870 год бы дирижёром балов при дворе. А с 1870 практически прекратил дирижировать, и только писал оперетты.
Штрауса называют "королём вальсов". Он считается официальным создателем традиционного венского вальса. Писать музыку он стал с юных лет. Дебют состоялся в 6 лет (назван после "Первая мысль"). В общей сложности Штраусом создано примерно полтысячи танцевальных композиций, многие из них - именно вальсы. Вальсы Штрауса впервые стали восприниматься не просто как дополнение к танцевальным движениям, а как самостоятельные произведения искусства. Поразительная мелодичность, напевность, оптимизм, жезнелюбивые энергичные ритмы, утончённая оркестровка, и тесное взаимодействие с венской городской песенной и танцевальной традициями - вот главные свойства композиций Штрауса. Наиболее знамениты стали "На прекрасном голубом Дунае " (1867), "Сказки Венского леса" (1868). Известны и польки, кадрили, галопы, написанные Штраусом. Когда была революция, в 1848 году, Штраус написал "Песни свободы", "Песни баррикад", "Революционный марш". То есть его сочинения всёгда были связаны с настроением реальности. Будучи в России, Штраус сочинил "Прощание с Петербургом", вальс-фантазию "Русская деревня" и прочее.
1870 год - это очередной период в жизни Штрауса. Он увлекается опереттами. Дебют в жанре - "Веселые венские женщины" - не появляется на публике, больше везёт только лишь третей попытке композитора под названием "Летучая мышь". Эта оперетта, являющаяся на самом деле настоящей жемчужиной, сдержанно воспринята венскими слушателями. Потребовалось докательноство огромной популярностью в других странах. Тогда последовала вновь премьера в Вене, и более тёплые отзывы.
Как самые значительные оперетты, называются "Цыганский барон", "Веселая война" и "Ночь в Венеции". прочие оперетты были на порядок слабее. Причины - недостаточная разработка либретто и то, что композитор ошибочно не обращал внимания на драматургию постановки.
Тем не менее, Штраус считается одним из создателей жанра оперетты. Кроме него, это также - Франц фон Зуппе и Карл Миллёкер. Оперетты Штрауса насыщены танцевальными ритмами васльсов, полек, галопов. Однако в них нет ни капельки сатиры, чем, к примеру, был так популярен Оффенбах. После оперетту писали Ференц Легар и Имре Кальман, считающие Штрауса своим учителем.
Жизнелюбивые мелодии Штрауса до достоинству хвалили Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс, Гектор Луи Берлиоз, Ференц Лист. Некоторые мотивы из вальсов Штрауса стали народными мотивами в Австрии.
1880-е годы в России были показаны "Летучая мышь" и "Цыганский барон, а в конце 19 века "Цыганский барон" бил все рекорды зрительской любви. Остался популярен у нас Штраус и когда государство стало советским. Было показано кино "Большой вальс", случилось это где-то с конца 1930-х годов.
|
|
|