← Вернуться на предыдущую страницу
|
Шуберт
биография
дата добавления: 02.04.2008
Долгие безмятежные годы жизни - это не про него. Его судьба была тяжёлой, жизнь быстротечной, а популярности такой, как у Гайдена, Моцарта и Бетховена, он так и не смог добиться. Однако Шуберт всё-таки оставил заметный след в музыкальной истории. Потому что именно он стал в начале развития стиля романтизма.
Музыке Бетховена в своё время помогали революционные мотивы, люди того с готовностью отзывались на такое. А Шуберт начал творить в то время, когда люди стали осознавать, что их личная жизнь им дороже любых подвигов.
Проживал Шуберт в Вене, которая никогда не переставала быть главным мировым городом музыки. Именно в ней играли популярные музыканты, слушались оперы Россини, давали концерты аоркестры Ланнера и Штрауса-отца. Но тем не менее многие творческие люди в это время находились в депрессии. Слишком велик был разрыв между желаемым и действительным, слишком давило то, что вокруг. Вот и хотелось уйти в себя, или находиться только рядом с теми, кто столь же тонко воспринимает окружающий мир.
Франц Шуберт появился на свет 31 января 1797 года недалеко от Вены. Отец - школьный цчитель - по характеру работоспособный и честный, он хотел, чтобы и дети его были похожи на него. Старшие и в самом деле занялись тем же, что и отец. Но... дело в том, что с детства слышал Шуберт в доме музыку. По праздникам в дом приходили музыканты, отец занимался с Францем на скрипке, а брат Франц играл на клавире. Теорию Франц изучил у церковного регента, который показал его, как играть на органе. И вот спустя некоторое время все вокруг поняли, что Франц - ребёнок необычный. В 11-летнем возрасте его приняли в церковно-певческую школу. В ней Франц был частью оркестра и играл первую скрипку. Пробовал дирижировать.
1810 год - это дебют в сочинительстве. И чем дальше, тем сильнее становилась любовь Франца к музыке. Он буквально мучался, когда приходилось что-то делать, не относящееся к ней. Спустя пять лет, не выпустившись из школы, он покинул её. Данный факт рассорил Франца с отцом, ведь тот ещё пробовал исправить то, что творилось в голове взрослеющего сына. Временно у него получилось это сделать. Франц, не раздувая ссоры, стал заниматься в учительской семинарии, после трудился в качестве помощника учителя и отцовской школе. Однако желания отца превратить его в преподавателя со стабильной зарплатой не сбылись. 1814-1817 годы - наиболее плодотворны для Шуберта. Музыка затягивает его окончательно, творчество покрывает с головой, и слов отца Шуберт уже не способен понять. И вот уже Франц Шуберт сочинил пять симфоний, семь сонат, триста песен (как, например, "Маргарита за прялкой", "Скиталец", "Лесной царь", "Форель"). Мелодии становятся популярными, особенно - песни. И Франц начинает мечтать, что ещё чуть-чуть, и весь мир покорится ему. И тогда он бросает преподавательскую деятельность, как нечто ему уже ненужное. Гневу отца нет пределов. Он клянётся, что больше не даст сыну ни копейки, и буквально они становятся чужими.
На протяжении нескольких лет Шуберт ютится по друзьям. Постепенно возникает маленькое душевное объединению людей, которым интересно общаться друг с другом. Все они - творческие личности. А Франц - душа компании. Он, человек маленького роста, носящий очки, скромный, но наделённый недюжинным притяжением к себе. Встречи друзей начинают носит название "шубертиады". В эти дни Франц постоянно играет на пианино, играет свои сочинения, а часто импровизирует. Кажется, что писать он не перестаёт ни на секунду. Словно где-то внутри себя уверен, что жизнь не даст ему много времени. Музыка внутри звучит даже, когда он спит. Говорят, что Франц часто просыпался ночью и искал обывок бумаги - зафиксировать приснившееся.
Но как бы ни хорошо было в это время в творческом плане, план материальный оставлял желать лучшего. Друзья, конечно же не бросали, но бороться приходилось, и сильно. Существование в холодных крохотных квартирах, уроки, которые он не любил всеми фибрами души, но которые преподавал, чтобы заработать хоть что-то. Бедность разрушила и личное счастье. Его любовь предпочла выйти замуж за обеспеченного кондитера, чем за нищего музыканта.
1822 год. Щуберт сочиняет настоящую жемчужину в музыке - седьмую "Неоконченную симфонию". 1823 год - хит 9как сказали бы сейчас) певческой романтики - 20 песен "Пркрасная мельничиха". Эти песни и послужили началом романтизма в музыке.
Друзья способствуют возобновлению отношений между Францу и его отцом. Два года Франц живёт с отцом. Потом, несколько придя в себя, вновь уходит в свободное плавание. Безумно талантливый, Шуберт, однако, так и прозябает в бедности. Он не может отличить ложь от правды, верит всему, что говорят, поэтому многие зарабатывают на его творчестве. Плюс ко всему, он никогда не исполнял свои произведения на публике, в отличие от тех же Бетховена, Листа, Шопена. Они все были изумительными музыкантами, а не только композиторами. И жизнь их произведений протекала под их надзором. А Шуберт играть свои сочинения не решался. Разве что песни иногда. Так его симфонии при жизни не были сыграны. 7-ая и 8-ая вообще исчезли. И найдены были спустя годы. Восьмую симфонию отсылкал брат Роберт, спустя 10 лет со смерти Шуберта. А "Неоконченную" сыграли только в 1865 году.
Шли годы. Друзей рядом уже не было. Многие из них женились, сделались серьёзными, недоступными. Только Франц не повзрослел. Стеснение и гордость одновременно, выражающая в нежелании что-либо выпрашивать для себя у сильных мира сего, в результате не позволили ему работать там, где он запросто мог бы работать. Очередной цикл из песен "Зимний путь" - олицетворение всей боли так и несбывшихся мечтаний юности.
Шуберт всё больше болеет, нищенствует, однако продолжает писать. А его творчество делается только более глубоким.
Случился в жизни Шуберта и один эпизод, всё-таки удовлетворивший тоску по признанию. В 1828 году в Вене прошёл концерт, на котором игралась музыка Шуберта. Концерт оказался очень популярным. Это вдохновило Франца на новые свершения, он снова верит. Верит в то, что всё будет хорошо. И пишет музыку с удвоенной энергией. Однако буквально через несколько месяцев смерть заберёт уже талантливого композитора. Франц сражён тифом. А так как имунитета у Шуберта никакого, то болезнь протекает очень быстро. 19 ноября 1828 года Шуберт умирает.
|
|
|