← Вернуться на предыдущую страницу
|
Скрябин
биография
дата добавления: 09.04.2008
Александр Николаевич Скрябин родился в 1871 году, в семье дипломата и пианистки. Большую часть детства провел в Московском кадетском корпусе. После выпуска стал обучаться игре на фортепиано у таких легенд как Г. Э. Конюс и Н. С. Зверев.
Продолжил свое музыкальное образование юноша уже в Московской консерватории, где по классу фортепиано много взял у В. И. Сафонова. Контрапункт он освоил с помощью С. И. Танеева, а искусство композиции ему преподал А. С. Аренский.
После окончания консерватории в 1892 году, стал активно выступать с концертами по всей России. И даже исполнял множество музыкальных номеров собственного сочинения. Огромную помощь юному таланту оказал М. П. Беляев, который на собственные деньги издавал сочинения композитора и часто оказывал финансовую помощь при организации разнообразных гастролей.
В основном в это время он создавал прелюдии, мазурки, этюды, и экспромты. Так же им были сочинены три сонаты для фортепиано, и концерт для фортепиано с оркестром.
В 1898 стал преподавателем Московской консерватории, по классу фортепиано. При этом успевал еще давать лекции в Екатерининском институте. Воспитал несколько замечательных и впоследствии очень известных учеников - М. С. Неменову-Лунц и Е. А. Бекман-Щербина.
В 1900 году композитор стал одним из членов известного московского Философского общества. В нем Скрябин весьма активно отстаивал исключительно субъективно-идеалистические концепции. Правда, в конечном счете его мировоззрение несколько изменилось. Он столкнулся с собственной идейной противоречивостью, которая довольно ярко отразилась в музыке мастера тех лет.
С 1904 года, он шесть лет подряд жил за пределами России, выступая по всей Европе, и даже дав несколько концертов в США. Своеобразным творческим итогом этого периода стали три новые симфонии. Еще он создал шесть новых сонат и поэм для фортепиано. Особенной популярностью пользовались «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени» и некоторые другие.
Очень известными стали симфонии «Поэма экстаза», и «Прометей» (из «Поэмы огня»). Над ними композитор трудился много лет подряд.
В музыке Скрябина смешались и лирика, и весь бунтарский дух России того времени. В его стиле очень много экспрессии и ожидания перемен. Так же мастер верил в силу истинного искусства, и даже грезил о идеале, о некой «Мистерии». В которой могли бы взять и объединиться сразу все виды творчества. И музыка, и поэзия, и танец, и архитектура, и даже также свет…
Скрябин хорошо усвоил традиции эпохи поздней романтики - он просто обожал такие формы, как поэма или прелюдия. При этом его музыка была как бы взволнована, страстна, и тянулась к некой далекой мечте, может быть даже и недостижимой… Но при этом композитор неплохо управлялся и с импрессионизмом, внося в музыкальную ткань своих сочинений нотки борьбы, воли, самоутверждения…
Еще Скрябину была не чужда тяга к новаторству, и он много сделал для развития музыкальной выразительности и музыкальных жанров. Это именно он ввел в обиход «прометеевский» аккорд и доминантовую гармонию, впервые использовав их в своих поздних сочинениях как основу гармонической организации. Так же Скрябин первый обратился к так называемому «цветному слуху», введя партию света в партитуру своей симфонии «Прометей».
Умер композитор в Москве 14 апреля 1915 года.
Его находки оказали очень серьезное влияние на всю фортепианную и симфоническую музыку двадцатого века. Особенно замечательно было то, что идеи Скрябина о синтезе музыки и света получили свое дальнейшее развитие.
В последней московской квартире Скрябина в 1922 году был организован посвященный музыканту музей.
|
|
|